Методика проведения практических занятий по огневой подготовке.

Организация практических занятий, где бы они ни проводились,— в классе, в тире или на стрельбище, может быть признана рациональной, если она отвечает основному требованию — максимальная часть учебного времени (70—80%). отводимого на занятие (урок), используется на привитие обучаемым навыков или совершенствование практических приемов и действий с оружием, предусмотренных программой обучения.
Перед выполнением практических действий обучаемым сообщаются установленные нормативы. Если нормативы для каких-либо приемов, действий не установлены, то их следует определить руководителю на основе средних результатов. Качество выполнения норматива оценивается, как правило, по четырехбалльной системе:

  • «отлично», если обучаемый выполнил норматив правильно и уложился в установленное для этой оценки время; «хорошо», если обучаемый уложился в установленное для этой оценки время, но допустил одну ошибку;
  • «удовлетворительно», если обучаемый уложился в установленное для этой оценки время и допустил не более одной ошибки или уложился в установленное для оценок «хорошо» и «отлично» время, но допустил две ошибки;
  • «неудовлетворительно», если обучаемый не уложился в установленное время или допустил более двух ошибок.

 По нескольким нормативам обучаемому выводится следующая оценка:

  • «отлично», если более 50% нормативов выполнено на оценку «отлично», остальные на оценку «хорошо»;
  • «хорошо» если более 50% нормативов выполнены на оценку «отлично» и «хорошо», остальные на оценку «удовлетворительно»,
  • «удовлетворительно», если не менее 70% нормативов выполнены;

при определении оценки по трем нормативам должны быть выполнены два, при этом одно из них на оценку «хорошо»;

  • «неудовлетворительно», если выполнено менее 70% нормативов.


В каждое практическое занятие необходимо включать элементы соревнования, например по разборке и сборке автомата, снаряжению магазина, метанию гранаты на дальность и т. д. Это повышает интерес к занятию, более целесообразно используется материальная часть оружия.


Однако элементы соревнования следует включать после того, как обучаемые овладели основными приемами и не допускают грубых ошибок.
Организуя соревнование, целесообразно привести примеры рекордных действий по разборке и сборке автомата, снаряжению магазина патронами и т. д., достигнутых учениками школы, студентами вуза, солдатами, сержантами в войсках за счет использования более рациональных приемов и большого числа тренировок.
Практическое занятие по изучению материальной части автомата, ручного пулемета, ручных гранат начинается с вводной части. Руководитель перед объявлением новой темы и учебных целей занятия путем опроса обучаемых проверяет знание ими учебного материала предыдущего занятия, особенно тех вопросов, которые имеют отношение к изучаемой теме и будут способствовать ее усвоению.


Основная часть занятия должна начинаться с напоминания обучаемым мер безопасности и предосторожности при обращении с оружием и боеприпасами. Изучение каждого учебного вопроса целесообразно осуществлять в такой последовательности. Руководитель показывает отдельные части оружия, сообщает их название, назначение и объясняет устройство. Затем этот материал закрепляется путем повторения его 2—3 обучаемыми. При изучении Практических вопросов, например разборки (сборки) оружия, руководитель показывает и объясняет действия, затем проверяет, как обучаемые поняли его, после чего переходит к тренировке по группам, количество которых зависит от числа автоматов на уроке. При этом во время выполнения практических действий очередным обучаемым | другие повторяют устройство оружия по плакатам, снаряжают магазин патронами и т. п.


Чтобы показать отличные качества автомата АК-47, целесообразно привести показатели известных мастеров спорта, результаты выполнения упражнений стрельб студентами. Определенный интерес могут представить и высказывания зарубежных специалистов. Так, в материале об опыте использования боевого оружия во Вьетнаме отмечалось, что АК-47 советского производства в руках вьетконговцев оказался оружием куда более надежным, чем капризная американская винтовка М-16.
В заключительной части подводятся итоги занятия, дается домашнее задание. Давая задание, руководитель должен указать, что требуется изучить, какие навыки выработать и к какому сроку, какой литературой пользоваться.